Ровесники

Автор — Павел Козленко.

Они родились в один день и в один год, в Румынии. Оба учились в средней школе « Matei Basarab». Во время Первой мировой войны, были офицерами румынской армии, имели награды, а после ее окончания участвовали в Парижской мирной конференции. В годы Второй мировой войны, один из них боролся за права евреев, а другой отдавал директивы об их депортации и уничтожении. Один из них, это доктор Вильгельм Филдерман, выдающийся лидер румынского еврейства, другим был маршал и диктатор Румынии Ион Антонеску. Во время Бухарестского процесса, в 1946 году, Антонеску вызовет Филдермана для дачи показаний в свою защиту…
В румынских архивах сохранились документы, которые свидетельствуют: массовые убийства на территории Транснистрии производились именно военными по приказу из Бухареста.

Уникальным феноменом в тот исторический период и решающим для выживания было то обстоятельство, что подпольному руководству еврейской общины Румынии удавалось поддерживать постоянные контакты с антисемитским правительством Антонеску, ходатайствовать перед ним, оказывать на него влияние в защиту евреев.

Вильгельм Филдерман родился 14 ноября 1882 года в Бухаресте в богатой еврейской семье. Его отец, Герман Гольдштейн, был издателем и печатником. Вильгельм окончил среднюю школу, и Бухарестский университет. После получения юридического образования в Бухаресте, продолжил учебу в Париже и в 1910 году защитил диссертацию, получив степень доктора юридических наук в Сорбонне. Он свободно говорил на идише, иврите, латыни, немецком, румынском, французском и итальянском языках. С 1912 года — сотрудник адвокатского бюро в Бухаресте. Об отношении к своей семье, к своей маме, мы можем увидеть из воспоминаний Вильгельма Филдермана:
«Я потерял свою мать 1 мая 1926 года. Я был опустошен, когда она умерла, когда я был в состоянии сделать ее жизнь легче и приятнее. Я хотел бы выразить ей свою благодарность за жертвы, которые она принесла, работая непрерывно, чтобы оплатить расходы на учебу в Париже. Теперь она уже не здесь, чтобы радоваться моему прогрессу в мире. Я помню время, когда в 1925 году она приходила на прием в мой дом для иностранных делегатов. Как она гордилась моим успехом и как счастлива была быть рядом с сыном. Я никогда прежде не плакал так сильно, как когда видел ее мертвой, и не мог поверить в то, что произошло. Она вышла из числа живых так же благоразумно, как и раньше ».
В 1927 году он был избран в румынский парламент, а с 1929 по 16 декабря 1941 года Вильгельм Филдерман был президентом Союза еврейских общин Румынии. Между мировыми войнами Филдерман боролся против антисемитизма, за гражданские права и полное гражданство румынских евреев. В годы войны принятые меры остановили депортацию евреев Старого Королевства и Южной Трансильвании в нацистские лагеря смерти на территории Польши. Он пытался улучшить судьбу евреев Бессарабии и Буковины, депортированных в Транснистрию. Постоянная переписка и встречи с ведущими членами правительства, обращения к маршалу Антонеску, не всегда давали положительные результаты. Один из ответов И. Антонеску, на обращение Филдермана, был опубликован в бухарестских газетах:
«…Вы себя когда-нибудь спрашивали, почему евреи поджигали свои дома перед отступлением? Можете Вы себе объяснить, почему перед нашим исходом мы встречали 14- и 15- летних еврейских детей с полными карманами гранат?
Вы себя когда-нибудь спрашивали, сколько из нас пало, подло убитых Вашими братьями по вере, сколько из них были закопаны, прежде чем они умерли. Если Вы хотите доказательств в этом вопросе — Вы их получите. Это акты ненависти, доведенные до безумия, которое Ваши евреи показали против нашего терпимого и гостеприимного народа. Ваши евреи, став советскими комиссарами, подталкивали советских военных в Одесскую область на неслыханный террор, о котором нам рассказали русские пленные, на бессмысленную резню, лишь бы нам причинить как можно больше вреда. В районе Азовского моря наши военные при временном отступлении оставили на месте раненых офицеров и солдат. Когда мы туда вернулись, мы нашли наших раненых замученными. Люди, которые могли быть спасены, испустили последний дух в страшных страданиях. Им выкололи глаза, отрезали языки, носы и уши. Представляете себе, господин Филдерман, эту картину? Спрашивается, за что столько ненависти со стороны русских евреев, с которыми мы никогда ничего не имели общего? Но их ненависть общая, это и Ваша ненависть. Плачьте вместе с матерями, которые с такими огромными страданиями потеряли своих детей, а не с теми, которые себе сами сделали и делают, также и Вам, так много плохого.».
В декабре 1942 г., весной и летом 1943 г. еврейские комитеты посылали в лагеря и гетто Транснистрии вещи и продукты. Общины посылали в гетто также деньги, медикаменты. Деньги поступали и от американских евреев, от Джойнта, Всемирного Еврейского Агентства. Мой дедушка, находясь в Балтском гетто, мне рассказывал, насколько это было важно для узников. Для них, это была надежда на освобождение, знак того, что о них помнят и знают. В фондах Государственного архива Одесской области за 1943-1944 гг. находятся на хранении письма от Еврейского Центра Румынии в Транснистрию. Например, в письме от 23 марта 1943 г. говорится об отправлении 7 февраля на станцию Балта вагона с инструментами, материалами, печками, кустарными изделиями, медикаментами, предметами санитарии — для евреев, депортированных в Балтский уезд, а также для распределения в гетто Бершади, Ободовки, Цыбулевки, Верховки, Чичельника, Ольгополя. В частности, в письме указывалось: по 4 печки для Балты и Бершади, для Цыбулевки и Чичельника, по 2 – для Ободовки и Ольгополя. В письме от 28.08.43г. говорится о деньгах для еврейского комитета фермы Дубина, Ободовского района. В письмах от 2 сентября 1943, от 3 и 24 января 1944 г. адресатами ящиков с вещами являются еврейские комитеты других гетто.
Филдерман протестовал против распоряжений властей о проводимых ими непосильных сборах денег, равносильных конфискации собственности у евреев Румынии. Его положение стало ухудшаться, и 30 мая 1943 года он был депортирован вместе с женой в гетто Могилева, на территории Транснистрии. Страшное место, где сыпной тиф и недоедание ежедневно забирали жизни тысячи евреев. Таким образом, Антонеску пытался оказать давление на Филдермана. Когда появился приказ о переселении узников гетто Могилёва (Могилев-Подольский) в лагерь Печору, Филдерман пытался остановить эту акцию. Он даже потребовал возвращения домой узников гетто, и чтобы получить согласие гестапо, прибегнул к помощи одного румынского друга германского генерала.
Сам Филдерман вновь возвращается в Бухарест, только после вмешательства королевы-матери Елены.
После возвращения в Бухарест, Филдерман обращается с ходатайством к правительству с описаниями бедственного положения евреев в Транснистрии и требованиями их немедленной репатриации, особенно детей-сирот.
Еврейский комитет просил разрешения репатриировать 5 000 сирот, лишённых как обоих, так и одного из родителей. Давид Исаакович Розенфельд – почетный гражданин Потсдама, с которым я имел честь дружить и не успел с ним закончить, и издать хрестоматию о Холокосте, вспоминал: «В феврале 1944 года нас, детей – уроженцев Бессарабии и Буковины, на санях вывезли из Бершади в Балту, а оттуда в товарных вагонах – в Румынию…Вывозили детей также из гетто Балты, Могилёва, Копайгорода и др. В городе Яссы нам создали прекрасные условия: в спальне – кровати с матрацами, простынями, подушками и наволочками, в столовой – столы, накрытые скатертями. Меня лечили сначала в больнице города Яссы. Помню, часто приходил к нам в палату сын главного врача – еврея. Потом меня одного автобусом перевезли в Бухарест, в больницу. Лечение, питание, условия в бухарестской больнице были очень хорошими. Помню, однажды я впервые в жизни поднимался на лифте, когда меня из больницы привели в городской кабинет на кардиограмму. Помню, как я держал в руках и читал описание кардиограммы в книжке большого формата в красивом переплёте. По результатам исследований мне назначили диету».
После вступления румынских войск в оборонительную фазу при Ясско-Кишиневской операции, Вильгельм Филдерман также участвует в посреднических усилиях между румынскими властями и западными правительствами относительно возможного выхода Румынии из союза с Германией.17 сентября 1945 года вновь начинает свою деятельность Еврейский совет, который должен был восстановить права евреев и их активы, конфискованные во время режима Антонеску. Заявления и планы Вильгельма Филдермана, относительно будущего евреев Румынии не устраивают новых коммунистических правителей. Он подвергается преследованиям, будучи арестованным, несколько раз в 1945 году Первый раз его освободили только после пятидневной голодовки, а во второй раз, только после вмешательства США. Впоследствии, Филдерман провел три недели под домашним арестом. 24 октября 1945 года он уходит в отставку.
Во время Бухарестского процесса, Ион Антонеску вызвал его для дачи показаний в свою защиту, но Филдерман, выступая в суде 10 мая 1946 года, не оправдал действия диктатора.
В январе 1948 году, находясь под угрозой быть арестованным и осужденным коммунистами как «военный преступник» — британский шпион, Вильгельм Филдерман решил бежать из Румынии. В апреле Вильгельм с женой миновали румыно-венгерскую границу, рискуя быть задержанными. Прибыв в Венгрию, они получили фальшивые пропуска на фамилию Фридман и перешли границу с Австрией. После войны он приехал в Соединенные Штаты, где прожил в течение короткого времени до постоянного проживания во Франции, где они обосновались. Здесь им пришлось начинать новую жизнь, будучи уже немолодыми людьми. В Париже Филдерман занимается адвокатской деятельностью и пишет книги. Он умер в Париже 8 апреля 1963 года, а его жена Эмилия, с которой он прожил более 50 лет, скончается 1 августа 1977г.
У них было двое сыновей: Ронетти (1910-1990) похоронен в Париже и Габриэль (?-1992), похоронен в Англии.
Вильгельм Филдерман был автором нескольких книг, которые представляют собой сборник дневников и записей, прослеживающих историю антисемитизма в Румынии.
После смерти В.Филдермана, согласно его завещанию, личные архивы были переданы на хранение в Яд Вашем (Израиль). В 2004г. были изданы мемуары и дневники в 2-х томах. Первая часть охватывает 1900-1940 гг. и посвящена судьбе последней еврейской общины Восточной Европы и ее борьбе за гражданские права в условиях антисемитизма. Второй том посвящен периоду Холокоста 1940-1944 годов.
В Румынии, в процессах 1950-х годов, он будет признан виновным и заочно осужден. В 1968 году Вильгельма Филдермана реабилитируют. Одна из улиц Бухареста носит его имя. В Бухаресте работает научно-исследовательский центр по вопросам изучения еврейской истории Румынии «Вильгельм Филдерман», который возглавляет Адриан Чиофланка, посетивший наш музей в прошлом году.

Благодаря усилиям Вильгельма Филдермана, многим еврейским семьям депортированным из Одессы, в лагеря и гетто Транснистрии, удалось спастись и дожить до освобождения. В том числе, моей бабушке и дедушке…

Фотография из архива Филдермана в Яд Вашем, опубликованные вдовой историка Теодора Векслера. Переписка Антонеску и Филдермана опубликована в книге Матиаса Карпа «Черная книга. Факты и документы. Страдания евреев в Румынии при фашистской диктатуре в 1940-1944 гг.».

Текст и фотографии — ФБ Павла Козленко.

Next Post

Елена Фанайлова: Умереть от восторга. Музей как пространство публичной истории

Вс Апр 19 , 2020
Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Как музеи используют человеческие слабости, и почему люди хотят получить “пищу для глаз”? Политика аффекта в музейном пространстве. Красота, патриотизм, исторический контекст. Сакральное пространство и высокая эмоция в […]