Рамочная концепция музейного проекта. Идея и контент экспозиции.

Идея экспозиции

В экспозиции «Черновицкого мемориального музейного центра евреев Буковины» предусмотрено два блока: в «историческом» блоке будет развернут исторический нарратив еврейства Буковины в контексте общей истории региона, а «мемориальный» блок предназначен для художественного воплощения образов исторической памяти.

«Исторический» блок состоит из трех частей:

Часть 1: «Органы государственной власти разных периодов (австро-венгерский, межвоенный румынский, предвоенный и послевоенный советский) и еврейский вопрос; межнациональные отношения в Буковине в процессе смены режимов.

Часть 2: «Холокост на Буковине и политика румынской власти».

Часть 3: «Кладбище, как отражение эпох, событий, персональных судеб».

Из фото В. Прагхера (Сторожинец, 1941)

 

Контент «исторического» блока

Часть 1: «Еврейский вопрос в политике различных государственных на Буковине»

В этой части исторический нарратив (см. приложение 4) представлен в виде хронологической «шкалы»:

Ее начало относится к учреждению Герцогства Буковина (1849) в Австрийской (с 1869 г. Австро-Венгерской) империи, когда начался благоприятный период для местных национальных групп, в том числе еврейской. Конечной точкой шкалы определены 1990-е гг., время распада Советского Союза и перехода к истории независимой Украины.

Шкала разделена на семь разделов:

  1. Последний период Австрийской власти (эпоха расцвета: от 1849 до 1918 г.).
  2. Русская оккупационная власть на Буковине в Первую мировую войну (1915).
  3. Румынская власть на Буковине (1918–1940).
  4. Советская власть на «освобожденной» Буковине (1940–1941).
  5. Часть 2: Холокост на Буковине – румынская военная диктатура 1941–1944 гг. Эта часть выделена в отдельном пространстве (см. ниже).
  6. Советская власть в Украине (1944 – распад Советского Союза).
  7. История мемориализации с 1990-х гг. до наших дней

Часть 1 «исторического» блока состоит из шести участков (пространств), расположенных последовательно в хронологическом порядке, соответствующем времени включения Буковины в границы различных государств. Каждый из выделенных исторических периодов фокусируется на взаимоотношении власти и евреев и межнациональных отношениях. Здесь будет отражена политика различных государственных органов разного уровня (центральные государственные органы, муниципальные, судебные инстанции, полиция, пресса и т. п.) в еврейском вопросе в определенную эпоху. Одновременно должна быть развернута панорама отношений (взаимодействия/противостояния) различных секторов еврейской общины Буковины к государственным режимам, существовавшим в регионе. В этот контекст будет также вписана картина взаимоотношений евреев и других национальных групп, населявших Буковину (украинцы, румыны, немцы).

Часть 2: «Холокост на Буковине и политика румынской военной диктатуры»

Хронологически, этот блок встроен в «историческую шкалу» и находится между двумя экспозиционными частями этой шкалы: 4.Советская власть на «освобожденной» Буковине (1940–1941): 6. Советская власть в Украине (1944 – распад Советского Союза). Вместе с тем, Холокост представлен как экстраординарное историческое явление, выпадающее из общей исторической шкалы. Экспозиционное решение этой части предусматривает его размещение в другом, отдельном, пространстве, в нижней части здания, что имеет и символическое значение (см. ниже. Раздел: планировочное решение). В этом разделе будет представлена история Холокоста не только в границах Буковины, но и на всей территории румынской зоны оккупации, включая часть Бессарабии и Транснистрию, куда было депортировано большинство буковинских евреев.

В эспозицию, посвященную Холокосту, будут включены материалы, отражащие разные темы (см. приложение 3): официальную политику румынских и немецких властей по отношению к еврейскому населению Буковины, участие местного населения в погромах, убийствах и грабежах, участие местного населения в спасении евреев, сотрудничество самих евреев с властями (юденраты), персональная роль отдельных личностей в репрессиях и в спасении еврейского населения, депортации и лагеря в Транснистирии, особенности Холокоста в Северной Буковине и его отличие от Холокоста в сопредельных регионах – Южной Буковине и Галиции, особенности возвращения евреев из мест депортации.

Часть 3. «Кладбище, как отражение эпох, событий, персональных судеб»

Основой нарратива экспозиции этой части «исторического» блока является Черновицкое еврейское кладбище, как особый исторический источник. Она должна быть сконструирована параллельно общей исторической шкале, так как ее длительность почти полностью совпадает со временем существования Черновицкого еврейского некрополя: два первых надгробия – Авраама Шлоймана (1866) и Сары Мейерзанд (1867), последние – относятся к нашему времени. Кроме того, каждому периоду исторической шкалы можно найти соответствие и своего рода иллюстрацию в судьбе людей, покоящихся на кладбище. Например: Австро-Венгерский период (от первых захоронений 1866–1867 гг. до 1918 г.) – могилы евреев-воинов павших в Первую мировую войну; памятник солдатам-мусульманам. Первый период румынского правления (1918–1940) – могилы студентов Давида Фалька (1926) Эди Вагнера (Edi Wagner), замученного румынскими жандармам; период советской власти на Буковине (1940–1941) – братская могила 400 людей разной национальности расстрелянных НКВД (эта информация требует проверки!); период Холокоста (1941–1944) – братские могилы 2000 евреев расстрелянных немецкой зондеркомандой и румынскими военными в июле 1941 г.; период Советской Украины (1944–1970-е гг.) – могилы-кенотафы (мемориальные памятники) погибшим и умершим в лагерях в Транснистрии, условная могила и история «похорон мыла» в 1946 г., и т.д.), памятник солдатам-мусульманам на еврейском кладбище.

Важным дополнительным источником, который коррелирует с текстами эпитафий являются некрологи из газет. Наличие такого «исторического источника», как кладбище, должно создать «эффект присутствия», который можно усилить с помощью специальных окон-экранов с «видом» на конкретный памятник.

Эта часть экспозиции может быть дополнена интерактивной картой кладбища. Еврейское кладбище является историческим объектом, отражающим разнообразные аспекты культурной и социальной жизни еврейской общины разных эпох. Так, общий план кладбища, характер его районирования позволяет представить численность еврейской общины, ее социальный и религиозный состав. Форма надгробных памятников, характер надгробных рельефов, характер эпитафий и использование различных языков в эпитафии показывает спектр культурной и социальной стратификации различных групп общины и отдельных личностей. Типология надгробных памятников позволяет установить межкультурные связи, работу еврейских и нееврейских мастеров (в частности, по утверждению д-ра Макса Диаманта, в Черновицах работали мастера из семейства Пиккар, которые были каббалистами и занимались украшением синагог). Мода на тот или иной тип памятника позволяет говорить о внешних культурных влияниях и ориентации на те, или иные еврейские культурные европейские центры. Использование различных (в том числе дорогих) материалов указывает на социальные различия. Наличие особых памятников (мавзолеев, склепов), позволяют рассказать о личности и семьях, оказавших влияние на жизнь общины, города и всей Буковины.

Таким образом, кладбище «реконструированное» в музее как пространственно-временная «книга», позволяет выстроить уникальный экспозиционный комплекс, посвященный еврейской общине и отдельным персонажам, оставившим след в ее истории.

«Мемориальный» блок

«Мемориальный» блок предполагается разместить в историческом здании «Бейт-Кадишин». Он должен стать наиболее выразительной и впечатляющей частью всей музейной конструкции, посещение которого завершает обзор «исторического» блока. Его художественное решение основано на идее символических «поминальной/мемориальной» книги и «книге жизни», представления о которых занимают важное место в еврейской традиции. Оформление этого блока призвано создать образ череды ушедших еврейских поколений и отдельных людей, души которых как бы возрождаются силою нашей памяти. Весьма символично также, что этот блок будет расположен в здании, которое было последним земным пристанищем умерших.

Идея художественного оформления этого блока предложена Александром Райхштейном, скульптором и мастером музейных перформансов. В его проекте в пространстве здания подвешены рассеянные листы «книги», на которых отпечатаны портреты буковинских евреев, игравших заметную роль в истории местной общины и региона. Портреты нанесены на листы полупрозрачного пластика большого размера, которые перспективно увеличиваются в сторону купола. Листы имеют слегка вогнутую форму (подобно линии купола) и подвешены на тонких, практически невидимых тросах. По углам каждого листа расположены четыре ультрафиолетовые лампы, которые по заданной программе зажигаются в определенном порядке. Листы покрыты специальным лаком, который начинает фосфоресцировать в ультрафиолетовом свете. При небольшом колебании воздуха, освещенные лица должны «оживать». Информацию об «ожившей» персоне посетитель получает через наушники на удобном ему языке. Общий вербальный контекст могут задать стихи Целана, которые высвечиваются на стенах (на разных языках). Общим звуковым фоном может стать специально подобранная тихая музыка. По углам зала могут быть расположены стулья с высокими удобными спинками. Весь перформанс происходит в режиме нон-стоп.

Next Post

Рамочная концепция музейного проекта. Пространство, экспозиции и направления потоков.

Вс Авг 11 , 2019
Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Пространство, экспозиции и направления потоков Идея двух независимых музейных блоков – «исторического» и «мемориального», требует наличия двух отдельных помещений, объединенных между собой. В результате разработки «рамочной концепции» принято […]