Рамочная концепция музейного проекта. Цели, задачи, аудитория, локация Музейного центра

Цели и задачи Черновицкого мемориального музейного центра евреев Буковины

Черновицкий мемориальный музейный центр евреев Буковины ставит перед собой задачи реконструкции истории Холокоста в регионе, сохранения и музеефикации исторической памяти о буковинском еврействе,  как об особом национальном и культурно-историческом феномене в его неразрывной связи и отношениях с другими этносами Буковины, для включения этого образа в их исторический нарратив и коллективную историческую память:

а) Центральное место в коллективной памяти евреев после Второй мировой войны принадлежит Холокосту. Именно поэтому Холокост должен быть показан во всех аспектах локальной специфики, в частности, не только как действия румынских и немецких властей, но и как действия различных групп местного населения и отдельных личностей, которые занимали различную позицию (от участия в погромах и убийствах евреев до их спасения). Период Холокоста должен быть встроен в общую историческую шкалу экспозиции, демонстрирующую формирование особого отношения к еврейскому вопросу со времен Первой мировой воAйны в органах власти, официальной пропаганды и народном сознании.

б) Воссоздание всей истории буковинских евреев, отражение их роли в местной общественной жизни, участие в экономике региона и развитии городов. Реконструкция в контексте национальной памяти образа буковинского еврейства как неотъемлемого и интегрального элемента картины многонациональной жизни региона, без которого она не может считаться полной.

в) Музеефикация Черновицкого еврейского кладбища как части Мемориального музейного центра, его истории, памятников, личных историй, покоящихся на нем людей, как элемента исторической памяти буковинского еврейства и других народов региона.

Целевая аудитория музея

Черновицкий мемориальный музейный центр евреев Буковины предназначен для широкого круга посетителей разной степени подготовленности и разного возраста. Особое значение имеет посещение данного музея местными жителями, студентами и школьниками старших классов. Обзор музея возможен в индивидуальном порядке и в составе группы. Музей должен занять важное место на карте культурных памятников Буковины, и стать местом посещения всех туристических групп: как украинских, так и зарубежных.

Характеристика локации Мемориального музейного центра

Мемориальный музей будет расположен у входа на Черновицкое еврейское кладбище, занимающее площадь около 12 гектаров, на котором похоронено более 100 000 человек (от 30 до 50 тысяч могил). Кладбище – единственный реально уцелевший объект в городской структуре, где представлена 150-летняя история евреев Черновцов (первые могилы относятся к 1866–1867 гг.).

Для мемориального комплекса отведено здание «Бейт Кадишин» («Дом прощания»), принадлежавшее некогда погребальному братству. Здание выстроено в 1905–1906 гг. по проекту архитектора Макса Моргенштерна, в виде купольного мавзолея кубической формы, в стиле модерн.

В нескольких десятках метров от здания располагаются первые ряды надгробий, принадлежавшие наиболее видным и состоятельным членам еврейской общины, похороненным в начале XX в. Эти ряды образуют естественный архитектурный и исторический контекст. Так, выделяются могилы д-ра Райса (Edvard Reis) (1850–1907), первого еврейского бургомистра Черновиц; Абы Штайнера (Abba Stainer) (ум. 1885), крупного филантропа, выстроившего на свои деньги детский приют для детей всех конфессий; Бенно Штраухера (Benno Straucher) (1850–1940), депутата Австрийского парламента и почетного гражданина Черновиц; Иосифа Штайнера (Josef Stainer) (1857–1906), политика и промышленника, Самуэля Лутингера (Samuel Lutinger) (1849–1925), банкира и филантропа; Макса Факшаера (Max Fakschaer), главы коллегии адвокатов, Элиэзера Штейнберга (Eliezer Stainberg) (1880–1932), писателя – сказочника, монумент которому оформил художник Артур Кольник (Kolnik), архитекторов Элиаса Папста (Papast) и Юлиуса Бохнера (Bochner). Особое место занимают могилы евреев-воинов, погибших в Первую мировую войну. Левую сторону кладбища образуют ряды надгробий, тексты и изображения на которых, имеют характер традиционный для восточно-европейских еврейских кладбищ. В этой стороне находятся два первых надгробия черновицкого кладбища – Авраама Шлоймана (1866) и Сары Мейерзанд (1867). Здесь же, у входа на кладбище, находится «огель» известного раввина, главы раввинского суда и автора «Книги респонсов», умершего в 1916 г. Его могила относится к числу почитаемых, куда и сегодня приносят «квитлех» (записки с разнообразными просьбами).

Черновицкое кладбище сохранило память обо всех поколениях буковинских евреев с середины XIX в. до нынешнего времени, без перерыва, что позволяет выстроить в мемориальном комплексе многоуровневый исторический нарратив.

Next Post

Рамочная концепция музейного проекта. Идея и контент экспозиции.

Вс Авг 11 , 2019
Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Идея экспозиции В экспозиции «Черновицкого мемориального музейного центра евреев Буковины» предусмотрено два блока: в «историческом» блоке будет развернут исторический нарратив еврейства Буковины в контексте общей истории региона, а […]