Приложение 1. Общие рекомендации к конструированию экспозиционных блоков
«Исторический» блок может конструироваться как анфилада из последовательных шести «государственных пространств» на хронологической шкале, в каждом из которых создается характерная атмосфера эпохи. Соответствующий фрагмент этой шкалы может быть выделен цветами флага и символами власти, силуэтами памятников, портретами королей и вождей и пр. Для демонстрации экспонатов должны быть использованы имитированные газетные киоски, афишные тумбы, доски объявлений и доски почеты, «окна зданий», рекламные окна, канцелярские столы, архивные ящики с делами и пр.; все то, что может передать стиль присутственных мест, канцелярии, суда, жандармерии; столики кафе, пивные стойки, фрагменты коридоров присутственных мест и двери, виртуальные картотеки и книги, экраны с хроникой соответствующей эпохи.
Включение в экспозицию рассказов об отдельных персонажах, в особенности, в разделе Холокост, может происходить на небольших мониторах, вмонтированных в стойки, стилизованные под постаменты для бюстов, окрашенные в разные цвета, в зависимости от той роли, которую данный персонаж играл в истории Холокоста (от черного до белого с градациями серого).
Часть 3 «Кладбище, как отражение эпох, событий, персональных судеб» может быть реализована в виде отдельных «окон» с видом памятника, история которого рассказывается как визуальным способом, так и с помощью направленных аудиосредств. Возможно использование интерактивных технологий.
Общие рекомендации по организации экспозиции части 2. Холокост
Площадь этой экспозиции составляет около 180 кв.м. Расположение в ограниченном пространстве без окон задает соответствующую теме эмоциональную атмосферу. Исторический нарратив экспозиции включает помимо освещения политики официальной государственной машины, румынской диктатуры и германского нацистского режима, «стереоскопический» показ событий под разным углом зрения: с позиций жертв, исполнителей, молчаливых наблюдателей и активных участников. В конструировании такой экспозиции должны сочетаться документальная точность, использование реальных документов разного рода с их эмоциональной подачей с помощью художественных приемов и технологического решения дизайна, мультиэкранов, интерактивных карт и других современных музейных технологий. В качестве экспонатов могут быть представлены рисунки еврейских художников из лагерей в Транснистрии, плакаты, карикатуры, фильмы, статистические таблицы. Личные аутентичные предметы, реликвии необходимо экспонировать в специальных прозрачных капсулах.
Приложение 2. Реставрационное задание к интерьеру здания «Бейт Кадишин» здание А
Общие требования:
Перед согласованием на реставрацию стен создается и согласовывается карта реставрации с показом всех фрагментов с открытой кладкой и фрагментов сохраняемой штукатурки с сохранением декора и текста. Купол очищается и красится, декор на ребрах восстанавливается.
Требования к отдельным частям интерьера:
- Очистка керамического пола и выравнивание по уровню керамической плитки. Лакуны заполняются полированным бетоном с повторением общего рисунка на керамической плитке.
- Удаление всей кладки из неоригинального кирпича (в частности, из всех дверных проемов). Выравнивание и замена поврежденной кладки.
- Очистка всего оригинального кирпича от загрязнений, соли, грибка, плесени. Заполнение швов. Возможно, финишное покрытие кирпича (акриловое или полимерное покрытие для защиты кирпича от грибка с сохранением фактуры).
- Реставрация сохранившейся штукатурки с росписями (текстом). Очистка штукатурного слоя от плесени и грибка, закрепление сохранившихся фрагментов штукатурки с росписями (текстами). Удаление отслоившейся штукатурки. Оставшиеся фрагменты штукатурки должны быть покрыты новой краской жемчужно-серого цвета, все сохранившиеся тексты должны быть прописаны по старым буквам черной краской. Штукатурный слой может быть надставлен только на кромках сохранившихся фрагментов штукатурки для закрепления этих фрагментов.
- Замена проржавевшего металлического каркаса парусов (в случае необходимости) и покрытие новым слоем штукатурки.
- Купол после очистки выкрашивается в белый цвет (кассеты между ребрами), а на ребрах воссоздается оригинальный декор в виде меандра.
- Мемориальная доска реставрируется из собранных в музее фрагментов. Лепной декор вокруг доски закрепляется.
- Дверные проемы полностью освобождаются от новой кирпичной закладки, реставрируются и навешиваются оригинальные двери.
- В окнах барабана восстанавливается оригинальный «витражный» декор или создается новый в виде стилизованных монохромных (оригинального кобальтового цвета) знаков Зодиака. Идея создания Зодиакального круга вписывается в общую картину «мемориализации душ».