Рамочная концепция музейного проекта. Событийный исторический нарратив к экспозиционному блоку.

Событийный исторический нарратив к экспозиционному блоку

1. «Контуры государственной власти и еврейский вопрос на территории Буковины» и блоку 3 «Холокост».

Начало (условное) хронологической шкалы определяется созданием Герцогства Буковина (1849) в Австрийской (с 1869 года – Австро-Венгерской) монархии, что соответствует эпохе расцвета национальных общин, в том числе еврейской. Окончанием хронологической шкалы является эпоха затухания еврейской жизни в Черновцах, исчезновение еврейской общины в связи с распадом Советского Союза и эмиграцией в Израиль и на Запад в 1970-е и 1990-е гг.

Шкала разделена на семь разделов – экспозиционных блоков:

  • Последний период Австрийской власти (эпоха расцвета: от 1849 до 1918 г.);
  • Русская оккупационная власть на Буковине в Первую мировую войну (1915);
  • Румынская власть на Буковине (1918 по 1940 г.);
  • Советская власть на «освобожденной» Буковине (1940–1941).
  • Экспозиционный блок 2: Холокост на Буковине – румынская военная диктатура 1941–1944. Этот блок встроен в шкалу особым образом – вынесен в отдельное пространство (см. ниже).
  • Советская власть в Украине (1944 – распад Советского Союза).
  • История мемориализации с 90-х гг. XX в. по наши дни.

Каждый из фрагментов «шкалы» должен акцентировать внимание зрителя на ключевых аспектах правления и политики тех государств, в состав которых входила Буковина, по отношению к еврейскому населению.

  1. Последний период Австрийской власти (эпоха расцвета: от 1849 до 1914 г.)

Национальная политика Австро-Венгерской империи: интеграция и культурная автономия. Участие евреев в экономической, политической и культурной жизни региона этого периода.

  • Статистика: демографический рост еврейского населения во второй половине XIX в. – начале XX в. (1846г. – 11 581 человек, 1900 г. – 371 131 человек, что составляло 3,12% от общей численности населения Буковины). Демография городов (Черновицы – 33% , Вижница – 87%, Садгора – 80%)
  • Национальная политика австрийских властей:

а) евреи как проводники немецкого языка и немецкой культуры. Евреи на службе Австро-Венгерской империи;

б) религиозно-культурная автономия: строительство Национальных домов (карта), строительство синагог (карта), создание партий и союзов. Создание еврейской прессы на немецком языке и идиш (1880–1905). Сионистское движение;

  • Роль евреев в экономическом развитии края (производство, ремесла, земля) и в формировании городской культуры (строительство, благотворительность). (Персоналии: губернаторы, промышленники, архитекторы, юристы, врачи, инженеры. Примеры из блока 3).
  • Первая мировая война: патриотический подъем еврейского населения в начале Первой мировой войны (добровольцы, мобилизация, создание еврейской самообороны в Черновицах из числа солдат и офицеров евреев).
  • Буковинские евреи в австрийской армии в Первую мировую войну. (Как пример, участие и гибель на фронтах представителей двух наиболее состоятельных еврейских семейств – сыновей Давида и Вильгельма Титтингер (Tittinger))
  • Смена парадигмы власти по отношению к евреям в Первую мировую войну: жандармские донесения и постановления юдофобского характера (обвинения в шпионаже в пользу русских и лояльности к русским оккупантам, спекуляции на фоне продовольственного хаоса).
  • Межобщинные отношения.

 

2. Русская оккупационная власть на Буковине в Первую мировую войну (2.ХІ – 20.Х. 1914 г.; 27.ХІ. 1914 – 21.ХІ 1915 г.; 18.VІ. 1916 р. – 3.VІІІ. 1917 г.)

  • Юдофобская политика русской оккупационной власти по отношению к евреям: обвинения в шпионаже в пользу австрийцев, в саботаже, в создании продовольственного кризиса.
  • Действия русских военных властей: взятие заложников, депортация в Сибирь, накладывание контрибуции на еврейское население Черновиц, принудительные работы. Декларативные обещания христианскому населению об изъятии земель у евреев – фермеров и передаче их христианскому населению.
  • Депортации евреев в Первую мировую войну. Списки заложников.
  • Возвращение из депортации после Первой мировой войны.

 

  1. Румынская власть на Буковине (1918–1940)

Демонтаж румынскими властями австрийской политики толерантности к национальным меньшинствам с последующим усилением юдофобской политики во всех направлениях: гражданском, образовательном, профессиональном, национально-культурном. Антиеврейская активность власти: госструктур, судов, прессы, жандармерии, а так же студенческих и народных политических движений. Двойственное отношение румынской власти к евреям «старой Румынии» и евреям вновь приобретенных территорий. Борьба румынских интеллектуалов и христианских лидеров за доминантную роль в экономической и интеллектуальной сфере. Румынская и украинская пресса 1920-х- 1930-х гг.

  • Начало румынской власти. Декрет Короля Фердинанда от 18 октября 1918 г. о присоединении Буковины и Молдовы к Румынии. Нейтральная позиция Еврейского Национального комитета по отношению к румынско-украинским отношениям. (д-р Эбнер из Черновиц: «Когда придет Его Величество, мы все встретим его с предельным уважением. Но наш энтузиазм был бы еще больше, если бы равное участие и права евреев были провозглашены законом до его приезда»).
  • Идея тотальной румынизация Буковины в соответствии с постулатами лидера НДП Н. Йорги: «Румыния румынам, только румынам и всем румынам». Распространение антисемитских брошюр (в частности, «Înfruntarea jidovilor»). Демонстрации и погромы декабря 1922 г. в университетах. Студенческие антиеврейские выступления в 1923 г.
  • Создание З. Кодряну «Национальной Лиги защиты румынов-христиан». Программное выступление Кодряну (в июне 1923 г. в г. Радовцы), посвященное «еврейской инвазии в Румынии»: а) румынская земля, как священная основа существования нации, которой противоречит наличие евреев-земледельцев (запрет на колонизацию румынской земли чужаками); б) евреи, как препятствие для развития румынского предпринимательства, купечества и ремесла (на примере буковинских городов). Идея принятия особых законов для евреев-банкиров, с целью создания привилегии румынам. Идея и практика исключения евреев из свободных профессий, армии, прессы. Создание «Легиона Михаила-архангела» и «Железной гвардии».
  • Борьба с евреями за «свободную румынскую» прессу: приоритет национально-христианской прессы.
  • Идея создания новых университетов только для студентов-христиан. Борьба румынских студентов и преподавателей за принятие процентной нормы («numerus clausus») для евреев при поступлении в университеты. Антисемитский рупор румынского студенчества газета «Universul», 1923 г.
  • Дело студента Фалька, убитого румынским националистом Н. Тоту (1926–1927). Похороны Фалька и судебный процесс над убийцами Фалька (надгробие Фалька на черновицком кладбище). Позиция румынских юристов, оправдательный приговор и борьба Т. Поповича против оправдательного приговора. Создание еврейской молодежью союза отмщения. Антиеврейские действия судов и жандармерии.
  • Доктрина «Лиги национально-христианской защиты румын» А.Н. Кузы, 1928 г. в Яссах. Основа: борьба с «всемирной еврейской империей». Идеология антисемитизм, как справедливой и честной защитной реакции христиан–румын. Христианство, как высший, священный антисемитизм. Борьба против дьявола – еврея. Решение проблемы: «Единственным возможным решением проблемы евреев – есть удаление евреев». Песенник для украинской молодежи, составленный В. Романюком и напечатанный в Черновицах в 1926 г. с идеями «кузизма».
  • 1932–1933 гг. – создание под руководством Кузы мотоциклетных штурмовых батальонов, молодежная секция и марши штурмовых батальонов. (В Буковине штурмовой батальон состоял из трех центурий, каждая из которых имела по 100 членов.) Объединение кузистов с нацистскими движениями в Германии, экономический бойкот евреев–торговцев. Борьба на «двух фронтах»: с иудео-демократией и иудео-большевизмом (графический образ еврея из двух половин). Марш кузистов 10 мая 1933 г., в Черновицах и визит румынского короля Кароля II в Черновицы, открытие аэропорта.
  • Антисемитская направленность румынской и христианской прессы в Румынии в начале 1930-х гг. Публикации в румынской прессе про еврейскую практику ритуальных убийств (газета «Curentul studenţilor» из Ясс от 30 ноября 1932 г.). Выступление главного раввина И. Немировера с отповедью в румынском сенате. Христианская антисемитская газета «Rayonismus» на румынском, польском и немецком языках, с редакционными статьями (Е. Кобылянского – редактора и М.Фишера – директора) о евреях, как главных врагах христианского народа и его поработителях. Публикации против христианской прислуги у евреев («Час», 1938, 15 февраля). Решение еврейского вопроса – изгнание евреев из Румынии. Статьи с осуждением кузистской антисемитской пропаганды в украинской прессе. (редакционная статья в газете «Хліборобська правда» от 16 февраля 1936 г.)
  • Антиеврейская деятельность правительства О. Гоги. Компания 1938 г. по проверке гражданства с публикациями в газетах на протяжении всего года списков лишенных гражданства, состоящих почти исключительно из лиц еврейской национальности (газета «Час», за 12 декабря 1938 г. – 40 000 граждан (евреев) обманом получили гражданство).
  • Установление королевской диктатуры и отставка Гоги. Законодательные акты 1938 г.: приостановка статуса еврейских адвокатов, запрет на возвращение из Австрии буковинских евреев, запрет на ритуальный убой скота, притеснения городских врачей-евреев, приостановка стасуса еврейских журналистов, списки лишенных гражданства. Аресты граждан с «фальшивыми паспортами» в Черновицах, приостановка деятельности всех еврейских организаций и товариществ (Сучавский повет), закрытие Еврейского Национального дома, запрет на пользование еврейским языком в общественных местах.
  • Правда и вымысел: «Жидо-большивизм» и реальное участие евреев в коммунистическом движении. Симпатии к Советам.
  • Взаимодействие с политически организованными местными украинскими кругами.
  • Судебные процессы над евреями – левыми активистами,
  • Сионистские движения и репатриация в Палестину.
  • Сравнение социально-политического и правового положения евреев и других этно-религиозных групп (румын, украинцев, поляков, немцев).
  • Межобщинные отношения, прежде всего, конфликтные.

4. Советская оккупация Северной Буковины

Тема советской оккупации Буковины предшествует событиям Холокоста и поэтому имеет особое значение. Участие евреев в новой власти требует взвешенного подхода. С одной стороны, очевидно, что советская пропаганда о всеобщем равенстве оказала свое влияние на евреев после откровенно антисемитской румынской политики. Вместе с тем, деятельность карательных органов НКВД, была направлена на все враждебные советскому строю политические и национальные структуры, к которым относились все еврейские национальные движения.

Основной акцент: между мифом и реальностью – еврейское участие в оккупации и органах Советской власти на Буковине. В этом разделе особенно важны статистические таблицы о проценте евреев в коммунистической партии, в советских репрессивных органах на Буковине. (В частности, по исследованию Andrei Roth в тридцатые годы в Румынии жило 750 000 евреев, что составляло 4% от всего населения Румынии. В коммунистической партии евреи составляли третью по численности группу – 18,22% после венгров – 26,8% и румын – 22,65%. Однако на практике – это всего 303 человека из 1655 человек. И ничтожно малый процент от всех евреев Румынии).

  • Советский ультиматум Румынии (26–28 июня, 1940 г.). Советская пропаганда о свободной Буковине. Советская аннексия Северной Буковины и особенности первого советского периода в отношении еврейской общины: репрессии, национализация и закрытие еврейских учреждений, разгром политических движений и организаций.
  • Взаимоотношения различных групп местного населения (в т.ч. евреев) с советской администрацией и между собой. Реальное участие евреев в органах власти и репрессивных органах. Общая статистика по различным группам населения.
  • Советские карательные органы против сионистского движения, объявленного ими буржуазным национализмом. Преследования и процессы против сионистов. Борьба с религией и национальной культурой. Закрытие синагог и еврейских организаций и национальных учреждений культуры.
  • Депортации. Преследования по социально-экономическому принципу. Депортации городской буржуазии и землевладельцев в Сибирь. Депортация от 18 июня 1941 г. Из 29 839 человек 3800 – евреи (INTERNATIONAL COMMISSION ON THE HOLOCAUST IN ROMANIA (Bucure[ti) Final Report / International Commission on the Holocaust in Romania; president of the commission: Elie Wiesel; ed. Tuvia Friling, Radu Ioanid, Mihail E. Ionescu. Ia[i: Polirom, 2004).
  • Ответные действия румынских властей на советскую оккупацию. История депортации 7700 евреев, которые были объявлены иностранными агентами.

 

5. Холокост. Румынская военная диктатура 19411944 гг.

Системность антиеврейской политики и целенаправленность действий: экспроприация всех видов еврейской собственности (организованный и узаконенный грабеж и обогащение власти и всех слоев населения), использования рабского труда, депортации, массовое уничтожение. Участие всех структур власти: пропаганда, госструктуры, жандармерия, военная администрация. Роль местного населения в Холокосте. Участие немецких зондеркоманд в уничтожении евреев на Буковине.

  • Начало: пропагандистский фон: «защита Румынского дома от еврейского шпионажа, саботажа и террора». Взятие в заложники 50 еврейских лидеров, которые своей жизнью «гарантировали невозможность еврейского насилия против румынских или союзных армий». Принятие особых законов относительно евреев: ограничение в перемещении, покупках и продажах, обязанность носить желтые звезды. Плакаты и пресса о еврейских террористах. Ясский погром. Использование мифа об участии евреев в советских репрессиях (накал страстей в прессе 26 июня 1941 г.).
  • Вторичная оккупация Румынией Буковины. Позиция Антонеску по еврейскому вопросу. Румынский эквивалент «окончательного решения еврейского вопроса». а) очищение земли – немедленная ликвидация всех евреев в сельской местности; б) заключение евреев, проживающих в городах, в гетто; в) полная депортация евреев из всех мелких городов и задержание всех лиц, подозреваемых в принадлежности к коммунистической партии.
  • Июль 1941 г. Месяц массовых убийств еврейского населения. Расстрелы и показательные казни еврейского населения на Южной Буковине в присутствии местного населения. Участие жандармов и местных жителей в убийствах и грабежах. Организация антиеврейского насилия, системность погромов, роль в погромах Буковинского куреня, интерактивная карта погромов июля 1941 г. Убийства как мотивация для грабежа. Участие конкретных личностей в убийствах как следствие «двойного коллаборационизма». Деятельность Sonderkommando 10b (Einsatzgruppe D) в Черновицах и других местностях Буковины.
  • Официальные постановления относительно евреев в Губернаторстве Буковина. (Указ № 2459 – всеобщая перепись еврейского населения Черновиц для выполнения трудовых повинностей и последующие указы губернатора К. Колотеску). Трудовая эксплуатация евреев в Черновцах в 1941–1944 гг. Использование евреев на принудительных работах и экспроприация еврейского имущества (т. н. «Буковинское Эльдорадо», где в 1941–1944 гг. возможно было очень быстро обогатиться: многие румынские чиновники и военные специально пытались попасть на Буковину).
  • Формирование гетто в Черновицах (приказ Колотеску от 11 ноября 1941 г.). В соответствии с планами властей по созданию гетто на территории, где проживало 500 человек, было решено первоначально поселить 15 000, а затем довести эту цифру до 47 000–50 000 человек (за счет выселения из местечек, а также перемещения в гетто евреев-коммунистов в соответствии с четырьмя списками, составленными сигуранцей).
  • Организация и проведение депортации. Насилие и грабежи во время депортации. Формирование идеи депортации евреев Буковины, как метода «окончательного решения еврейского вопроса». Составление списков депортированных, транспортные документы на подготовку и подачу вагонов, документы жандармерии и армии по конвоированию евреев до станции. Цифры и документы: депортация заняла десять дней, из черновицкого гетто был депортирован 28 391 человек, всего был использован 921 вагон. Все депортированные были первоначально собраны на стадионе еврейского общества «Маккаби», на сборы дали пять минут, на стадионе всех без различия пола раздели и забрали все оставшиеся вещи. Списки с именами 13 жандармских офицеров, которые осуществляли конвоирование до вагонов. Выборная комиссия и списки всех евреев Буковины, которые были высланы в Транснистрию, под руководством майора Маринеску и инспектора полиции Пеуна.
  • Убийства, насилия и гибель людей в процессе депортации. Характер депортации, документы и свидетельства по пешему конвоированию евреев на места лагерей в Транснистрии (количество погибших в ходе этого этапа).
  • Лагеря в Транснистрии. Организация лагерей в местечках Транснистрии (на примере Шаргорода. Сохранилась учетная книга записей всех «румынских» евреев, депортированных в Шаргород с распределением по домам). Особенности жизни в Транснистрии, эпидемии, голод. Интерактивная карта гетто с отражением статистики. Юденраты, их роль в организации жизни, труда и взаимодействие с оккупационными властями. Организация гетто. Скученность и эпидемии.
  • Трансферы в Печерский лагерь и судьба транспортированных. Отношение местного населения к депортированным евреям. Участие международных организаций. Статистика погибших и умерших.
  • Письма евреев из Транснистрии (160 писем, сохранившихся в архивных фондах: фонд железнодорожного поста Черновцов).
  • Деятельность бургомистра Черновиц Т. Поповича по спасению черновицких евреев от депортации. Списки Поповича, принципы отбора (сертификаты). Жизнь оставшихся евреев в Черновицах: особенности быта, работа еврейских институций, помощь международных организаций, возможности и реальность эмиграции в период оккупации. Роль Фрица Шелгорна в спасении черновицких евреев.
  • Персоналии: Поль Целан, Роза Ауслендер и др.
  • Отличие Холокоста на Северной и Южной Буковине.
  • Сходство и различие обстоятельств Холокоста на Буковине и в других областях Украины (Галиция, Подолия).
  • Персоналии: Обыватели, коллаборационисты, палачи, праведники (Шимонович, Попович, их роль в спасении евреев).
  • Статистика жертв.

 

6. Советский период, Буковина в составе советской Украины: от 1944 г. до распада Советского Союза 1990-х, массовая эмиграция евреев Буковины.

Основной акцент: борьба советской власти со всеми формами «антисоциальных и антисоветских» действий, которые на практике означали борьбу с евреями. Борьба с дезертирами и уклонистами от трудовой повинности (высылки в трудовые коммуны в Донбасс), борьба с сионизмом, инспирированная НКВД, (показательные процессы), борьба с «перевозчиками» (помогавшими нелегальной эмиграции), борьба с космополитами и буржуазными националистами, борьба с экономическими преступниками, борьба с диссидентами. Показательность и публичность всех «дел» и реакция общественности.

    • Освобождение Северной Буковины. Работа советской Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний оккупантов.
    • Возвращение еврейского населения из лагерей в Транснистрии. Проблемы возвращения: дорога, отсутствие жилья (занятые еврейские дома и квартиры), проблема трудоустройства.
    • Стремление советской власти скрыть масштабы трагедии буковинских евреев.
    • Действия советских властей в 1944–1945 гг. Судебные дела против дезертиров, сионистов («перевозчики»), уклонистов, отсылка в трудовые лагеря в Донбасс.
    • Постановление Совета народных комиссаров УССР от 31 сентября 1945 г. «О разрешении выхода из советского гражданства и беспрепятственного выезда с территории УССР в Румынию лиц еврейской национальности, которые раньше имели румынское гражданство и проживают в нынешнее время на Буковине и других областях Украины» («Про дозвіл виходу з радянського громадянства і безперешкодного виїзду із території УРСР в Румунію осіб єврейської національності, які раніше мали румунське громадянство і проживають на даний час на Буковині та інших областях України»). В соответствии с этим постановлением в Румынию выехало 21 155 человек.
    • Массовый переезд на Буковину евреев из других районов СССР. Смена субэтнических групп (буковинцы – бессарабцы).
    • История «похорон мыла» на кладбищах в Бухаресте и Черновцах, и реакция НКВД.
    • Разгром еврейского театра, репрессии против писателей и общественных деятелей, закрытие синагог, уничтожение остатков культурной и религиозной еврейской жизни.
    • Рост антисемитской пропаганды в прессе в 1952–1953. Дело врачей и его отголоски в Черновцах.
    • Процессы над коллаборационистами, среди которых были и евреи («юденрат»), сотрудничавшие с румынскими властями.
    • Экономические процессы первой половины 1960-х. Расстрельные статьи евреям – крупным хозяйственникам.
    • Государственный антисемитизм СССР и, как следствие, массовая еврейская эмиграция в 60-70-е гг. Преследование еврейских диссидентов и сочувствующих.
    • Влияние трагедии Холокоста на интеллектуальную элиту буковинского еврейства. Феномен немецкоязычной еврейской литературы Буковины и ее влияние на послевоенную европейскую культуру.
    • Исчезновение с «карты» Буковины самобытных субконфессиональных групп, характерных для довоенной Буковины (хасидские дворы, реформистские религиозные общины). Уничтожение сакральных сооружений.
    • Послевоенная эмиграция и ее география. Послевоенная буковинско-еврейская диаспора, ее организационная структура, СМИ.

    Раздел 6. История мемориализации с 90-х гг. XX в. по наши дни.

    • Восстановление еврейских общинных и религиозных структур.
    • Место политики памяти в деятельности еврейских общественных организаций.
    • Установление памятного знака в с. Била.
    • Продолжение мемориализации (1991–2019).

Next Post

Рамочная концепция музейного проекта. Картография.

Вс Авг 11 , 2019
Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Приложение 5. Картография Интерактивные карты являются важной частью экспозиции в «историческом» и «мемориальном» блоках. Состав карт и интерактивных карт для «исторического» блока. Интерактивные карты Восточной Европы в XVII–XIX–XX вв., […]