Рамочная концепция музейного проекта. Преамбула.

Рамочная концепция программы «Черновицкий мемориальный музейный центр евреев Буковины» разработана научно-исследовательской группой под руководством  д-ра Бориса Хаймовича (Израиль).

Состав группы разработчиков:

  • Д-р Борис Хаймович (Иерусалим) — руководитель
  • Гилель Казовский (Иерусалим)
  • Д-р Александр Филиппчук (Черновцы)
  • Д-р Олег Суровцев (Черновцы)
  • Д-р Инна Дутчак (Черновцы)
  • Д-р Ирина Яворская (Черновцы)
  • Мария Никирса (Черновцы)
  • Сергей Воронцов (Черновцы)

 

Преамбула

  1. Музеефикация коллективной памяти

Музейная презентация коллективной памяти является сегодня одной из главных задач национальных исторических музеев в Европе. Особую актуальность эта задача приобрела в последние десятилетия в странах Восточной Европы, Балтии и Балкан, где рефлексия коллективной памяти оказалась тесно сопряжена с поисками идеи национальной идентичности: проблемой, возникшей после обретения свободы и независимости от коммунистических режимов. В большинстве случаев в качестве главной связующей идеи национальной идентичности была выбрана идея геноцида – целенаправленного уничтожения одного народа другими народами. Так, в современном историческом дискурсе, посвященном проблеме национальной идентичности и коллективной памяти центральными стали Голодомор, Волынская трагедия, советские репрессии в странах Балтии, межэтнические войны на Балканах после распада Югославии. Геноцид, в определенном смысле, стал главным признаком, который выделяет один народ из других и объединяет всех его представителей, вне зависимости от социальных и прочих различий. Особенно важное место в конструировании коллективной памяти отводится персональным воспоминаниям, судьбам отдельных личностей и их пониманию в соответствующем контексте.

В этой исторической перспективе геноцид еврейского народа – Холокост, занимает особое место. Холокост объединяет практически всех европейских евреев общей судьбой вне зависимости от того, являлись ли они жителями Западной или Восточной Европы, больших городов или местечек. События Холокоста стали основой коллективной памяти и, в значительной степени, идентификационным признаком европейских евреев. Вместе с тем, локальные условия оказали влияние и на характер Холокоста, который в разных странах развивался по разным сценариям, и на их современные интерпретации. Многочисленные публикации последних лет показывают непосредственную связь между региональной историей и местными особенностями Холокоста. Однако Холокост, как бы заслонил или отодвинул на второй план всю предыдущую многовековую историю евреев в Европе, их созидание собственной оригинальной культуры и участие в формировании европейского культурного ландшафта. Сегодня назрела необходимость отказаться от такого подхода и представить исторический дискурс, в котором помимо геноцида и Холокоста есть место многообразным межэтническим культурным и социальным связям, участию евреев в коллективной исторической судьбе отдельного региона, их вкладу в локальную культуру. Представляется, что именно такой подход позволит создать широкую, сбалансированную в своих частях и впечатляющую панораму региональной еврейской истории, что чрезвычайно важно не только для современного еврейского музея, – такая картина может способствовать формированию положительных коннотаций в коллективной памяти народов конкретного региона и занять в ней достойное место.

  1. Феномен буковинского еврейства

Начало истории буковинского еврейства формально можно отсчитывать от середины XIX века, когда Австрийской империей, владевшей этой территорией, было организовано Герцогство Буковина (1849), в котором всем национальным меньшинствам были дарованы равные права. Полвека полноправного участия евреев во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни края было прервано катаклизмами XX в. В течение жизни только одного поколения произошли две мировые войны, Холокост, регион оказывался в разных государствах с различными формами правления (от монархической до демократической и тоталитарной), испытал на себе различные формы социального строя XX в. (капиталистический (буржуазный), коммунистический и фашистский) и четырежды менял государственный язык: немецкий, румынский, русский и украинский.

а) Культурные особенности буковинского еврейства

Одной из важнейших культурных особенностей буковинского еврейства до Второй мировой войны можно считать его полингвизм (использованием в быту и культуре идиша, иврита, немецкого и румынского языков) и основанный на этом своеобразный мультикультурализм, который выражался в органичной интеграции и активном участии в созидании культуры окружавших народов (пример – группа черновицких литераторов-евреев, писавших по-немецки, в их числе Поль Целан и Роза Ауслендер). В то же время это сочеталось с приверженностью или с сохранением связи с еврейской национальной культурой в различных ее формах. Ведущую роль в традиционной культуре буковинского еврейства принадлежала различным хасидским дворам (главнейшие среди них в регионе – садгорский, бояновский, вижницкий). Уже перед Первой мировой войной Буковина и, в первую очередь Черновицы (до 1944 года, позже – Черновцы) стали центром еврейской секулярной культуры в ее идишистской и сионистской версиях.

б) Социально-демографические особенности

Буковинские евреи до Второй мировой войны составляли третью по численности населения этническую группу после украинцев и румын (к началу XX в. на Буковине проживало: украинцев – 40%, румын – 27%, евреев – 17%, немцевы – 10%.) (D.Schaary, «Jewish Culture in Multinational Bukovina between the World Wars», in Shvut,16(1193)/

Процент евреев в отдельных городах и местечках Северной Буковины до Второй мировой войны был выше среднестатистического в Восточной Европе. Так, согласно статистике начала XX в. в Черновицах в 1910 г. проживало 41 360 евреев из 86 128 всех жителей. В Вижнице евреи составляли – 89%, а в Садгоре – 87% от общего населения. Эта статистика показывает, что евреи Буковины были доминантной группой городского населения, которая активно участвовала в формировании культурного ландшафта. Экономика края до Второй мировой войны в значительной степени основывалась на еврейских промышленниках, торговле и банках. Евреи были представлены во всех основных видах ремесел и сферах деятельности, включая обработку земли (800 фермерских хозяйств) и, даже, в профессии плотогонов. Соотношение ремесленников в Черновицах: христианских ремесленников – 446, еврейских – 397. (History of the Jews in the Bukowina, ed. Hugo Gold, vol.1 and 2, Tel – Aviv (1958,1962).

Показательна таблица распределения ремесел в Черновицах в 1889 г.

Профессия Христиан Евреев
плотники 61 27
портные 38 93
кузнецы 79 36
скорняки и переплетчики 7 10
сапожники 189 50
мясники 34
бочары 14 2
парикмахеры 3 21
лудильщики и медники 15 40

(History of the Jews in the Bukowina, ed. Hugo Gold, vol.1 and 2, Tel – Aviv (1958,1962).

Статистика показывает, что в том же 1889 г. евреи были широко представлены среди людей свободных профессий (архитекторы, инженеры, врачи, юристы, преподаватели университета, включая евреев-ректоров). Так, из 69 врачей на Буковине 37 были евреями, и из 59 адвокатов 45 были евреями. Аналогичная ситуация в экономике существовала вплоть до Второй мировой войны. Евреи были представлены не только в экономической жизни Буковины, но и в государственных структурах (мэры и вице-мэры главного города Буковины – Черновиц), в политической жизни (члены австрийского и румынского парламента и депутаты от различных политических партий). Процент еврейского населения в Черновцах, даже после Второй мировой войны, вплоть до 1970–х годов доходил 37%(!), что значительно превышало все среднестатистические данные по крупным и средним городам Советского Союза, что позволяло поддерживать некоторые формы традиционной еврейской жизни.

(продолжение следует).

Next Post

Рамочная концепция музейного проекта. Цели, задачи, аудитория, локация Музейного центра

Вс Авг 11 , 2019
Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Share on Facebook Tweet it Share on Google Pin it Email Цели и задачи Черновицкого мемориального музейного центра евреев Буковины Черновицкий мемориальный музейный центр евреев Буковины ставит перед собой задачи реконструкции истории Холокоста в регионе, сохранения и музеефикации исторической […]